S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Минимальные системные требования Процессор: AMD Athlon XP 2000+/Intel Pentium 4 2.0 GHz ОЗУ: 512 Мб Видеокарта: nVidia GeForce FX/ATI Radeon 9xxx
Рекомендуемые системные требования Процессор: AMD Athlon 64 3200+/Intel Pentium 4 3.2 GHz ОЗУ: 2048 Мб Видеокарта: nVidia GeForce 6xxx/ATI Radeon Xxxx Дополнительно: Internet Connection
Шесть с половиной лет ребята из GSC Game World ваяли боевик S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, из-за постоянных переносов получивший в простонародье название «Ждалкер». Парадоксально: именно благодаря этим самым переносам S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl стал легендой задолго до своего выхода. Много раз проект хоронили, в его честь слагали саркастичные байки, шуточки и анекдоты, а GSC Game World все это время бессовестно кормила нас «Казаками 2» и «Героями уничтоженных империй». Но S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl просто не мог не увидеть свет. Рациональная причина: разработчики вложили в проект слишком много денег, времени и сил, чтобы его закрыть. Сентиментальная причина: общественность чересчур сильно и долго ждала эту игру, чтобы быть обманутой. И вот, «Ждалкера» наконец-то дождались, уж простите за каламбур. Умерла в момент его отправки «на золото» легенда или нет – вопрос спорный. А вот то, что сам проект оказался живее живых, – признанный даже многими скептиками факт.
Альтернативное радиоактивное будущее 26 апреля 1986-го года произошла самая страшная техногенная катастрофа в истории. В этот день взорвался один из блоков Чернобыльской АЭС, унеся тысячи человеческих жизней как в первые сутки после аварии, так и в течение последующих двух десятков лет. По сюжету S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl спустя двадцать лет после этой трагической катастрофы Чернобыльская АЭС взорвалась вновь. Зона ощутимо расширилась, а на ее территории начали появляться так называемые «артефакты» – загадочные слияния органических и неорганических материалов с полезными свойствами. За артефакты ученые всего мира были готовы заплатить большие деньги – и туда, наплевав на агрессивную мутировавшую живность, смертоносные аномалии и крайне высокий уровень радиации, начали стекаться искатели-сталкеры, исследователи, военные и мародеры. Практически безжизненная зона отчуждения стала для них домом. Для вас она тоже станет домом – на пару десятков часов.
Триллер Чернобыльской зоны ...В непогожую майскую ночь 2012-го года покрытый ржавчиной и пылью старенький ЗИЛ, нагруженный обгоревшими от радиации трупами, с кряхтением несся подальше от центра Зоны. На глазной сетчатке водителя «машины смерти» отпечатался световой след разряда во много-много тысяч вольт. Удар молнии, минуя пролетающих над голыми деревьями ворон, снайперским выстрелом пришелся по потрепанному ЗИЛу. Грохот! Визг «лысых» шин и скрип трущейся об асфальт металлической обшивки заглушил раскат грома. Вспыхнуло пламя. Труповозку вынесло в кювет – и из кузова на мертвую землю Зоны посыпались тела неудачливых охотников за артефактами. Точнее, бывших охотников...
Наутро среди валяющихся около дымящегося ЗИЛа тел пробегавший мимо сталкер нашел одного выжившего. Везунчик – по традициям жанра – практически полностью утратил память. Единственная характерная примета – вытатуированная надпись «S.T.A.L.K.E.R.» на руке. Путеводная нить, которая связывает его с прошлым, – карманный компьютер с лаконичным заданием: «Убить Стрелка». Кто такой Стрелок? Почему его нужно убить? Выяснить это и есть главная задача игрока, которому предстоит забраться в шкуру человека с татуировкой, или просто Меченого (так его прозвали в Зоне за «наколку»). Завязка, возможно, и не шибко оригинальная, но приготовили для вас множество интересных сценарных ходов и неожиданных поворотов. Поиск и уничтожение Стрелка – лишь малая часть сюжета, позволяющего с головой окунуться вас в опасный и бескомпромиссный мир Чернобыльской зоны отчуждения. Кроме того, на финише «прячется» не одна концовка, а целых семь. Две из них – «истинные», в которых раскроется тайна Стрелка и всей Зоны, и пять – «фальшивые», подменяющие правду иллюзией. В игре нашлось место и для мистики, и для «ужастика», и даже для мифов об Исполнителе Желаний. А еще знатоки обнаружат здесь кипу «пасхальных яиц».
Дуновение Чернобыльского ветра Ночная тьма и чертов ливень, Не надо сна, не нужно снов… Горит огонь – мелькают искры В дверях пустующих домов.*
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl – очень атмосферная и безумно затягивающая игра. Каждый из тридцати квадратных километров игрового пространства поразительно аутентичен. Атмосфера гнетет. В Зоне многие деревья стоят нагишом даже в мае, а трава давно разучилась быть зеленой. В Зоне пение птиц – большая редкость, и присутствие фауны обозначается лишь лаем ослепших от радиации собак, визгом сумасшедших кабанов и постылым карканьем ворон. В Зоне даже солнце светит как-то иначе, а водоемы почти полностью засохли и покрылись мерзкой зеленоватой пленкой. Пускай разработчики и не полностью скопировали здешнюю местность с реального «прототипа», но очень многие вещи были воссозданы с похвальной точностью и тщательностью. От схожих по духу Fallout 2 и Half-Life 2 наш отечественный S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl выгодно отличается тем, что для славянской души антуражи Зоны – бальзам на измученное всякими Нью-Йорками и фантастическими пейзажами сердце. Огромную роль в погружении в мир Зоны играет техническая сторона. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl при всей своей мрачности – очень красивый проект. Четкие текстуры, отличные эффекты светотени, изменение погодных условий, дня и ночи в реальном времени – здесь есть на что посмотреть, есть чем полюбоваться. Графическое великолепие частенько заставляет благоговейно ахать: уже только ночная гроза в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl дорогого стоит. Темные подвалы и жутковатые коридоры лабораторий с их динамическими источниками света оставляют после себя лишь приятные впечатления. Практически каждый уголок Зоны уникален и по-своему шедеврален в плане дизайна: кладбище сломавшейся техники, развалины Агропромышленного института, мертвый город Припять, сама ЧАЭС… Да, хорошо оптимизировать игру разработчики не сумели или, как смешно это ни прозвучит, не успели – компьютер требуется очень мощный. Да, в анимации нейтральных персонажей и оппонентов можно найти огрехи. И – снова да – интерактивных объектов в игре не так много, как хотелось бы. Но зато ветер правдоподобно качает траву, физическая модель держится молодцом, а, например, фонарик ведет себя так, как и положено каждому уважающему себя фонарику. Эффекты смотрятся до коликов привлекательно. Психоделичные и очень качественные ролики поражают высочайшим качеством, отменной режиссурой и прекрасной озвучкой. Последняя, кстати, удалась не тольво в видеовставках. Фоновая музыка подчеркивает ощущение угнетенности и ожидание беды, объекты «контактируют» друг с другом с реалистичным «бумканьем», каждая модель оружия «поет» по-своему, а персонажи болтают, как всамделишные. Бандитов снабдили широчайшим набором выражений вроде «Эй, фраер, выходи, мы тя не тронем!» или «Мандражу я, пацаны…», исполняемых с забавным акцентом «зеленых» уголовников и «гопников». В лагерях сталкеры охотно общаются между собой, травят специфические анекдоты о Зоне, делятся размышлениями, сетуют на паршивую жизнь и порой даже душевно бренчат на гитаре, усевшись вокруг костра. А протяжное и жалобное «Ма-а-а-ма-а-а!..» подстреленного зомби заставляет сдерживаться, чтобы не расплакаться. Единственный минус – озвучены далеко не все диалоги. Приходится читать субтитры.
Дети Чернобыльской трагедииВо мгле подвала – резкий скрежет, И рядом – пара красных глаз; А счетчик Гейгера шепнул мне, Что я умру – но не сейчас.Окрестности ЧАЭС живут по своим, очень жестким и жестоким законам – законам выживания и обогащения практически любой ценой. Беснующиеся бандиты ради хабара не побрезгуют пустить пулю в любого, кого только заметят. Вооруженные до зубов «долговцы», преследующие цель уберечь мир от Зоны, не пожалеют десяток-другой «маслин» для сунувшегося куда не положено сталкера. Фанатичные «монолитовцы» искренне веруют в божественное предназначение Зоны и Исполнителя Желаний и берегут свою, хм, реликвию огнем, мечом и винтовками Гаусса. Добавим к этому списку группировок наемников, ученых и обычных охотников за артефактами – и получим почти полную картину. Последний мазок дизайнерской кисти – самобытный «зверинец». Свирепый кровосос способен становиться практически невидимым, «контролер» умеет проводить мощные телепатические атаки, шатающиеся по подвалам полтергейсты натравливают на игрока огненные аномалии и с помощью телекинеза швыряются металлическими бочками. Отдельное спасибо за забавных человекообразных снорков и просто чудесных зомбарей. Вам будет страшно. Ввиду почти полного отсутствия скриптов каждый вояж в сырые подземелья и развалины домов будет уникальным, но одинаково жутким и пугающим. Искуственный интеллект вражин в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl пускай и не идеален, но уступает разве что F.E.A.R. Оппоненты прячутся в укрытиях, грамотно атакуют, с удовольствием нападают с тыла и умело координируют действия. С такими супостатами воевать действительно сложно и дьявольски интересно, особенно на самом высоком уровне сложности. Многие ругают «Ждалкера» за периодическое возрождение противников. Однако по одной и той же локации вам предстоит пробежать далеко не один раз – не было бы скучно шляться по пустым окрестностям ЧАЭС без новых схваток и лихих перестрелок? Думается, очень скучно. Тем более что местная живность агрессивно реагирует не только на Меченого, но и с азартом изводит друг друга. Конечно, создать действительно живой мир у разработчиков не получилось, но иллюзия вышла вполне добротной, да и свобода действий пускай и не полная, но все же имеется. Ролевые элементы гармонично вписались в игровой процесс. По сюжету мы будем продвигаться, выполняя различные задания – как обязательные, так и дополнительные. Правда, большого разнообразия побочных квестов в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl нет: в основе своей это все те же «убей-найди-принеси», порой приправленные слезными историями вроде рассказов о пропавшем фамильном ружье или беспринципном предателе. Зато игрок волен присоединиться почти к любой группировке и повоевать на ее стороне. Вы можете наплевать на большую часть заданий и направиться прямиком к Саркофагу ЧАЭС, но помните: концовка зависит от вашего стиля игры и от выполненных / невыполненных квестов. Пункты назначения, как и карта Зоны, энциклопедия и статистика, обозначаются в «наладоннике». В него же «складируются» сведения о тайниках и всякая разная информация с подобранных КПК. Иногда «карманник» ведет себя неадекватно, а квесты не хотят завершаться, но это легко исправляется одним-двумя патчами. Как во всех без исключения ролевых играх, у нашего протагониста есть инвентарь, в который можно напихать приличное количество полезных и не очень вещей. Предметов в игре хватает: тут вам и около сорока различных «стволов», и бинты-аптечки, и местные деликатесы вроде батона, колбасы, консервов и водки «Казаки». Правда, нагрузить Меченого по полной программе не получится. Переносимый вес ограничен шестидесятью килограммами, причем уже после пятидесяти полоска выносливости, от которой зависит продолжительность спринтерского бега, будет уменьшаться даже при обычной ходьбе. На нашего сталкера можно надеть броню – именно от ее характеристик зависит восприимчивость героя к радиации, ранениям и аномалиям. Под оружие отведено два слота – для пистолета и чего-нибудь посерьезней. Кроме этого, на пояс можно повесить пять артефактов, которые тоже вносят коррективы в параметры Меченого. Вещички имеются у здешних торговцев, но самые ценные предметы – логично – достаются в тяжелом бою. Удачной охоты, сталкер!
Must have «по-нашему»Стоило ли ждать S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl целых шесть лет – каждый решит сам для себя. Ясно то, что этот боевик как минимум один из лучших за последние несколько лет. Несмотря на многие забытые разработчиками обещания, периодически «выползающие» баги и недоработки, «Ждалкер» увлекает, словно интересная книга, и не отпускает, пока не дойдешь до конца. Мы, жители Восточной Европы, можем по праву гордиться, что S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl – «наша» игра.
|