Grand Theft Auto 4
Сложно найти игровую серию более популярную, чем Grand Theft Auto. Многомиллионная армия фанатов, оглушительные продажи, неизменно высокое качество, а также регулярные «наезды» со стороны разношерстных политиканов/юристов/родителей/профсоюзов (нужное подчеркнуть) сделали свое дело – о GTA не знает только самый ленивый танкист планеты Харон, что в созвездии Большой Медведицы. Четвертую итерацию знаменитой серии ждали, молились, строили из роликов и скриншотов воздушные замки, а что же получилось в итоге?
Иммигранты атакуют
Фабула проста и незатейлива: главный герой, тридцатилетний славянин Нико Беллик с физиономией типичного уголовника, после долгих скитаний по земле отцов решает приехать в пухнущую от богатств и возможностей страну, чтобы обустроить себе красивую и, по возможности, долгую жизнь. Но все, как обычно, оказалось несколько прозаичнее, и вместо пышногрудых красоток с кейсами, набитыми вечнозелеными президентами, его поджидали неприглядный сарай и не престижная профессия таксиста, а также куча неприятностей разной степеней тяжести в качестве бесплатного бонуса. Что ж, неприятный пейзаж, ничего не скажешь. Точно так же подумал наш уголовник, и решил взять удачу не по-хорошему, а за рога. Вроде бы все просто и банально. Но Rockstar не была бы собой, если б ее сюжеты были не оригинальнее бульварной книжонки.
Чем дальше мы движемся по ненавязчивой канве сюжета, тем больше понимаем, что Нико – не отморозок с улицы, а человек со своими страхами и переживаниями, приправленными желанием жить достойно, и ради этого он готов если не на все, то явно на многое. Убить для него – все равно, что радио послушать, пройти по головам – всегда пожалуйста, предать друзей – а почему бы и нет, ради благой-то цели! Сценаристам большой R стоит дать Оскара и медальку на грудь за особые заслуги, ибо таких харизматичных героев, будь они злодеями или милыми парнями, не умеет делать почти никто, ведь при всей своей простоте и незатейливости сюжет Grand Theft Auto 4 впечатляет вниманием к деталям и запоминающимися героями, благодаря которым начинаешь верить, сопереживать, ненавидеть и симпатизировать. Местным страстям, конечно, далековато до Копполовских «Крестных отцов», но и потягаться с Брайаном ДеПальма они вполне в состоянии. Впрочем, главным в серии всегда был невероятной глубины геймплей. В четвертой серии криминальной эпопеи R* совершили настоящий прорыв. Они сделали то, над чем бьются все более-менее амбициозные разработчики со всего мира – ребята из большой R создали по-настоящему живой мир, в котором начинаешь жить с первой минуты и до последней строки сюжета, но справедливости ради никто не помешает остаться погостить в Liberty City и после окончания основного сценария. Благодаря скрупулезному подходу к реализации бытовых деталей, реально работающей симуляции городской жизни и таланту девелоперов, Нико действительно становится частью общества. Можно просто пройтись по улице и понаблюдать за жизнью – кто-то праздно гуляет, кто-то ругается, кто-то разговаривает по телефону, кто-то читает прессу – в общем, все чем-то заняты. Здесь все насквозь пропитано атмосферой типичного американского большого города: разделение на национальные кварталы, престижные районы и захолустья, разнокалиберные магазины (в которых, кстати, все еще можно прикупить себе какие-нибудь шмотки), кипящая жизнь днем и не менее кипящая ночью. Если же раньше мобильный телефон был всего лишь огромным агрегатом, который по своей сути был бесполезен, то сейчас «карманный ассистент» возмужал, вырос в ранге и стал предметом, который страшно забыть дома. Ведь теперь можно свободно названивать друзьям, работодателям, девушкам, знакомым, да и по незнакомым номерам, которые в большом количестве встречаются на улицах города. О представительницах прекрасного пола и отношениях с ними стоит поговорить отдельно, ведь теперь, кроме тупой поездки от дома объекта в кафе и обратно, ничто не мешает нашей сладкой парочке проехаться по всевозможным местам досуга, где можно неплохо и с пользой провести время с сегодняшней дамой сердца. Хотя можно и просто снять девицу легкого поведения, благо они здесь, как говорится, куда ни плюнь. Любители экзотики могут присесть за виртуальный компьютер и найти себе даму (а можно даже и не даму) на сайте знакомств в местном интернете, который здесь больше не пользы ради, а забавы для. А можно вообще заглушить в себе Казанову и оттянуться по полной программе в правильной компании правильных мужиков за кружечкой не менее правильного пива или уж совсем правильной Vodka. Стоит отдать должное ребятам из Rockstar за интересный и реалистичный подход к симуляции поведения вусмерть пьяного Нико – картинка прыгает, герой идет крайне неровно, пересчитывая все углы, а нализавшиеся дружки заводят очень интересные и забавные беседы. Телевидение получило свое воплощение в Grand Theft Auto 4 в виде острой сатиры на MTV и прочие каналы массового потребления.
Let’s Rock!
Что касается наших трудовых будней. Миссии разнообразны, в меру сложны и комплексны, работы всегда хватает, а непредвиденных ситуаций на задание нам хватит по горло – в общем, скучать не придется. Экшен-составляющая игры претерпела некоторые изменения. Во-первых, камера во время стрельбы располагается за плечом Нико, согласно последнему писку моды. Во-вторых, наш герой научился стрелять из-за стены, и даже вслепую! В-третьих, если все же повезло попасть в вооруженную заварушку, то готовим Колу и поп-корн – будет жарко! Взрывы, стрельба, крики, паника, нецензурная брань, разбитые тачки – примерно такая картина сопровождает любую более-менее приличную перестрелку. Но все же и тут нашлось место хоть и небольшой, но все же весомой и неприятной ложечке дегтя. В игре имеется автоприцел, который во время кровавого месива начинает вытворять невероятные чудеса. Скакать не вовремя от врага к врагу, целиться куда попало, но только не в желаемую мишень, портить нервы, а также провоцировать игрока на самоубийство и неадекватное поведение – все это о нашем подсудимом. Правда, в великой R* все же нашлись заботливые и добрые волшебники, которые разрешили отключить эту бесовскую опцию в настройках, за что им огромное и человеческое «спасибо»! Местные блюстители правопорядка стали гораздо строже с нарушителями, и, если уж повезло посадить их на хвост, то стряхнуть раздухарившихся полисменов будет довольно сложно. В целом, ИИ претерпел значительные изменения – городские жители более адекватно реагируют на творящийся беспредел, а невинные водители перестали быть супергероями и бросаться на обидчика со скалками наперевес (теперь они пытаются удрать или спрятаться в районе коробки передач при виде наведенного на них ствола). Мозги на лобовом стекле, паника прохожих, отважные пассажиры такси, вытаскивающие оружие при посягательстве на таксиста, бандюки, трясущие пушками во все стороны – все это лишь толика веселого беспредела на улицах Liberty City. Самое интересное начинается при захвате и следующей за ним поездке на транспорте. Можно выстрелить в проезжающую мимо машину, но водитель при этом не остановится, а даст «по газам», и, в конце концов, от страха или в результате ранения может потерять управление и вписаться в первый же фонарный столб. Дальше – больше. Нарушив правила, можно подпустить к себе сотрудника ГИБДД, и... резко нажать педаль газа. Бедный дяденька будет с выпученными глазами и пятиэтажными выражениями тащиться по асфальту за нами, доблестно держась за ручку автомобиля, до... правильно, первого фонарного столба! Но все это было бы не так весело, если бы не потрясающая анимационная технология Euphoria и прекрасный физический движок. Благодаря качественной физике, поездки на автомобилях, коих тут великое множество (от развалюх в трущобах до экзотики в элитных кварталах), становятся красочными, а погони – захватывающими. Побочным миссиям уделено чуть меньше внимания, чем в предыдущих играх серии (к примеру, тушить пожары и спасать жизни на драндулете «Скорой помощи» нам тут не дадут), но это, пожалуй, и правильно – не пристало таким крутым парням как Нико заниматься всякой чепухой.
Что касается технологической стороны игры, то тут не все так безоблачно, как в пресловутых фанатских «воздушных замках». Физика физикой, а картинка в Grand Theft Auto 4 несколько обескураживает своей некоторой технологической отсталостью. Далеко не Hi-Res текстуры, размазанные тени, малополигональные модели – это не то, что мы привыкли получать от термина Next-Gen, а уж после гламурной красотищи Crysis местные замыленные задники совсем не радуют. Но в целом общая картина все же держится на уровне за счет неплохого освещения, шейдерных эффектов и уже упомянутой отличной анимации. Пара ложечек дегтя идет и в оптимизаторское блюдце – производительность игры постоянно просаживается, среднее количество FPS редко превышает 25-27, а играть на консоли от Microsoft без жесткого диска – рай для мазохистов.
*** Что же мы получаем в итоге? Окинув взглядом все вышеперечисленное, можно смело сказать, что Grand Theft Auto 4 ни в коем случае не стоит пропускать, ибо подобный проступок карается расстрелом. Этой игре суждено иметь огромные продажи, покорять страницы Книги Рекордов Гиннеса и заставлять родителей прятать приставки по антресолям. В общем, однозначный и неоспоримый must have.
P.S. На данный момент никто не знает ответ на очень животрепещущий вопрос – “GTA4 на PC: to be or not to be?”. Оптимисты твердят про ноябрь, скептики машут на все рукой и идут покупать консоли, Rockstar строит из себя Мону Лизу и отделывается туманными комментариями, а любой ответ на письмо в адрес службы поддержки 2K имеет один и тот же шаблон: «Пока нет, точно сказать не беремся». Но будем надеяться на лучшее и ждать точных данных из официальных источников.
|